Завершилось совещание ежегодного совместного заседания экспертного совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Правительств Республики Саха (Якутия) и Иркутской области по итогам навигации 2019 года и основным задачам на 2020 год. В мероприятии, наряду с депутатами государственного собрания Ил Тумэн, кабинета министров,  предприятиями, осуществляющими грузовые и пассажирские перевозки в  Ленском бассейне,  также приняли участие представители бизнес-структур – грузоотправители и грузополучатели пунктов Ленского бассейна.

Открывая заседание Председатель Правительства Республики Владимир Солодов отметил, что в навигацию 2019 года речники осуществляли свою деятельность в тяжелых гидрометеорологических условиях. Интенсивное падение воды привело к тому, что уровни воды на протяжении всей реки Лена от Осетрова до Устья, были значительно ниже проектных значений. Такие низкие уровни наблюдались в 1969 и 1985 годах прошлого века.

Стоит отметить,  что проблемы встречаются не только на протяжении реки Лена, но и на баровых участках северных рек и на морях. К примеру, на участке Усть-Куйга – Нижнеянск реки Яна ограничение по осадке судов было введено 08 августа и снято 21 сентября. Из 70 суток арктического навигационного периода работы осуществлялись лишь 44 дня, а это 63% навигационного времени.

В своем выступлении 1-й заместитель генерального директора ПАО «ЛОРП» Сергей Емельянов заострил внимание участников заседания  на обмеление участка реки Лена в районе причала «Якутской нефтебазы». Причал филиала «Якутская нефтебаза» является одним из транспортных узлов столицы нашего региона, где осуществляется прием нефтепродуктов для дальнейшей его поставки в районы республики. На данном канале к концу августа - начале сентября 2019 года сложилась критическая ситуация – глубины канала составляли всего 80-100 см, отсутствовала возможность безопасного прохода судов для выгрузки топлива. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на проведение дноуглубительных работ были направлены средства из республиканского бюджета в объеме около 40млн. рублей, чего можно было бы избежать, если бы данный участок реки Лена был признан портом или причалом общего пользования в соответствии со статьей 3 КВВТ РФ и включен в перечень внутренних водных путей Российской Федерации.

эс есв1

Кроме того, Сергей Емельянов сказал, что в целях реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, в которой, в том числе, указано о развитии железнодорожной сети, а также о государственной поддержке транспортных схем «река-море», необходимо подвести железнодорожную ветку к Грузовому терминалу «Нижний Бестях»: «Учитывая ярко выраженный сырьевой характер экономики Республики, а также перспективу развития Северного морского пути, необходимость доставки грузов в удаленные арктические улусы, территории грузового терминала «Нижний Бестях» необходимо придать статус Порта смешанного транспортного сообщения. С приходом железной дороги в причальную зону эффективность переработки груза терминала возрастет в разы. В районе грузового терминала «Нижний Бестях» сосредоточены все необходимые транспортные потоки: 2 федеральные автодороги «Лена» и «Колыма», строящаяся железнодорожная ветка, а также речное сообщение. Таким образом, будет создана транспортно-связующая система, имеющая выход на основные магистрали — Транссибирскую железную дорогу и Северный морской путь. 

В заключении заседания участники наметили вопросы, необходимые к решению в навигацию 2020 года. А озвученные речниками вопросы будут включены в протокол Экспертного совета.